На внутреннем рынке началось снижение цен на мебель
Отпускные цены производителей мебели, а также потребительские цены продемонстрировали снижение в мае 2022 года. В конце июня они практически восстановили значения, которые были в начале года. Об этом свидетельствует анализ оперативных данных Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленностей. В числе основных причин здесь называют кризис перепроизводства в сегменте древесных плит.
Исследования и мнения об изменениях цен на мебель из разных источников
Маркетинговая компания «Экспресс-Обзор» опубликовала данные своего исследования, согласно которым отпускная цена на древесную плиту в июне 2022 года в сравнении с аналогичным значением показателя предшествующего месяца снизилась на 5.4%. По данным аналитиков за последние полтора это было самое масштабное снижение цен.
Президент АМДПР, он же глава Первой мебельной фабрики, считает одной из глобальных причин такого существенного падения отпускных цен производителей мебели перепроизводство древесных плит. В результате этого поставщики OSB и ДСП, что является базовым сырьем мебельной промышленности, вынуждены снизить цены на свою продукцию. По данным «Экспресс-Обзора», объем производства древесных плит сократился на 6% в первом полугодии текущего года. Однако самыми критичными периодами в плане падения цен стали май и июнь, когда выпуск продукции упал на 23 и 35 процентов соответственно в отношении к показателям тех же месяцев предыдущего, 2021 года.
Кроме того, в мае начался старт снижения производителями плит отпускных цен на продукцию для внутренних потребителей. Как итог — в конце июня древесные плиты стало возможным приобретать по ценам, практически равным январским. За счет падения стоимости базового сырья производителям мебели удалось существенно снизить стоимость своей продукции.
Анализ потребительских цен на мебель и их изменения
Их тоже коснулось сокращение, но, по данным «Экспресс-Обзора», не такое существенное. Результаты анализа изменений таковы:
- Взрывной рост в марте-апреле (подорожание на 22-23 процента в сравнении с этими периодами 2021 года)
- Спад в мае — июне (падение на 19.4%)
- В сравнении с декабрем 2021 года цена на мебель выше на 12.8%
Александр Шестаков констатирует, что еще в мае 2022 года было зафиксировано падение потребительских цен на мебельном рынке. И это событие стало по-настоящему знаковым для отрасли. Поскольку в течение двух последних десятилетий, начиная с января 2002 года, потребительские цены на мебель демонстрировали из месяца в месяц исключительно тенденцию к росту. Но А. Шестаков не считает такой знак положительным для производителей и продавцов мебельной продукции.
Объемы производства мебели, согласно статистическим данным, демонстрируют тенденцию к снижению в натуральном выражении. Хотя в текущем июне и был отмечен некоторый рост в сравнении с маем того же года. Однако аналитики сочли это сезонным проявлением, не оказывающем влияния на тенденцию в целом. За счет роста цен в стоимостном измерении пока еще наблюдается рост выпуска мебели, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, темпы замедлились, и уже в июле показатели мебельного производства в денежном измерителе могут снова уйти в отрицательную зону.
Причины и следствия
Специалисты считают, что в сложившейся ситуации виноват глобальный экономический кризис. Он уже спровоцировал снижение реальных располагаемых доходов покупателей, и, соответственно, и покупательную способность. Мартовский ажиотаж привел к всплеску спроса на мебель, но уже с мая потребители либо откладывают такую покупку «до лучших времен», либо предпочитают приобретать более дешевые товары. В целом, по мнению А. Шестакова, объем продаж мебели в РФ в первом полугодии 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года снизился на 30 — 35 процентов.
Сколько еще продлится данная тенденция, прогнозировать сложно. Но эксперты считают, что в ближайший период ждать стабилизации не стоит — ее не будет ни в следующем месяце, ни даже в следующем квартале. Президент АМДПР полагает, что для мебельной отрасли наступили «тяжелые времена».